Байдарки: надувные или каркасные? «Заверните обе»
Итак, вы решили, что отдых на воде – именно то, без чего дальше жить вы не сможете. Но на яхту денег не хватает. Знаете, это даже к лучшему. Яхты, «блэк джек» и … девушки лёгкого поведения сделают из вас обезьяну за одно поколение, в отличие от обратного процесса :).
Как же выбрать туристическую байдарку начинающему экстремалу или просто любителю отдыха на воде?
Начнём с того, что байдарки делятся на две большие группы в зависимости от своих конструктивных особенностей: каркасные и надувные. В последнее время выделились в отдельную группу и набирают всё большую популярность байдарки каркасно-надувные.
Ранжируются байдарки и по размерам, а точнее по количеству посадочных мест: от одного до четырёх.
Байдарка каркасная
Борцы за натурализм и возврат к истокам байдаркой считают только каркасные туристические байдарки. И чтоб каркас был деревянный. Вот тогда они согласны без шаманских ритуалов и разрешения духов лезть в своё маломерное плавсредство :). Надувные же байдарки они презрительно именуют «матрасами».
Логика в таком отношении, безусловно, присутствует. Изначально, малые народы севера, давшие жизнь байдаркам, делали их именно каркасными. Каркас был деревянным, а обшивка – кожей моржа или тюленя. Они же придумали «фартук», который обвязывался вокруг талии и закреплялся на бортах, не давая волнам затоплять байдарку.
Есть и более приземлённое объяснение любви опытных байдарщиков к каркасным конструкциям. Современные материалы и отточенная технология производства сделали современные каркасные байдарки стремительными, хищными. А управляемость у них и так лучше надувных, поскольку осадка ниже. Опять же парусность меньше.
Intex Надувная лодка Excursion 5 Set (до 455кг) 366х168х43 см + весла/насос 68325 | Зеленый шар | 13 093,70 Р | |
Intex Транец под лодочный мотор 68624 | Зеленый шар | 1 350,54 Р |
Недостатками каркасной байдарки являются: её вёс (до 30кг одноместные, дальше - больше), объём в упакованном виде (один рюкзак – одноместные), сложность сборки-разборки, меньшая остойчивость (легче перевернуться), и бОльшая вероятность поломки на порогах.
Дело в том, что каркас при ударе играет роль жёсткой наковальни, а камень – молота. И чем выше скорость плавсредства, тем выше вероятность при ударе получить прорыв оболочки или нарушение целостности каркаса. С мягкими надувными байдарками такие аварии случаются намного реже, но у них свои проблемы, о которых ещё будет сказано ниже.
«Опытные юзеры» уменьшают вероятность поломок, подкладывая в проблемных точках между оболочкой и каркасом пористую резину или наклеивая сверху, на корпус резину более плотную.
Байдарка надувная
Выступлю «капитаном очевидность»: надувные байдарки, как и следует из их названия, надуваются :).
Принцип конструкции тот же что и у обычной надувной лодки или плота: баллон для воздуха и прочное ПВХ дно. Но не всё так прискорбно. У надувной байдарки баллона - два. И это не округлые «дирижабли» по бокам. Они изящно формируют обводы байдарки, создавая визуально узнаваемый образ именно байдарки и придавая жёсткость конструкции. Современные материалы позволяют творить чудеса дизайна.
Прелесть надувных байдарок, прежде всего, в их весе, компактности и простоте «сборки». Ещё они более остойчивы. Настолько, что некоторые модели позволят вам прыгнуть с борта и залезть из воды на борт, не перевернув конструкцию. С каркасными байдарками такой номер точно не пройдёт. Поскольку осадка у надувных моделей небольшая, а дно - плоское, они менее требовательны к глубине. И там, где в каркасной модели вы будете, «пардон», уже черпать задом, в надувной легко и непринуждённо пройдёте, не заметив мели.
Но именно по причине меньшей осадки, при сильном ветре на открытой воде, вы угробите массу сил, выгребая против ветра. Плоское дно плохо сказывается и на управлении. Для компенсации этого недостатка специалисты настоятельно рекомендуют на спокойную воду ставить навесной руль. На «белой воде» (пенной, быстрой) - это уже опасно.
Байдарка каркасно-надувная
Ну и было бы удивительно, если бы конструкторы не попытались совместить оба типа байдарок - в одном.
Вариантов конструкций – множество. От заталкивания одной трубы в надувную байдарку (такого себе лонжерона) для придания жёсткости конструкции и улучшения управляемости; до зеркально-противоположногог принципа: заталкивания баллонов в каркасную байдарку для увеличения плавучести и остойчивости.
И дОлжно признать: подобные эксперименты привели к тому, что лучшие модели каркасно-надувных байдарок прочно заняли за собой нишу однокорпусных плавсредств предназначенных для сплава по рекам выше третьей категории сложности. В то время, как и для надувных и для каркасных байдарок, потолком является четвёртая категория в очень опытных руках спортсменов-экстремалов. Нет, попробовать можно, «если вас не интересует результат».
Каркасно-надувные байдарки, в силу своей дуалистической природы, собрали все недостатки и преимущества «родителя №1» и «родителя№2» :). И уже от модели и производителя зависит, в какую сторону склоняется чаша весов в каждом конкретном случае.
И ещё кое-что о выборе туристических байдарок
Если вы нацелились на более скоростную многоместную байдарку (есть такая взаимосвязь) учтите, что с каждым новым местом вес байдарки растёт. Кроме того растёт и необходимость слаженной работы вёслами и телом всего экипажа.
Подбирайте байдарку, лично опробуя место «в кокпите», удобство - не последний параметр для туриста-водника. Особенно это касается каркасных байдарок, поскольку ёрзать в них и моститься на воде - чревато переворотом.
Всякое дополнительное оборудование, от навесного мотора до паруса, имеет вес. Одно дело - выехать к озеру на машине и сделав круг вернуться в ту же точку. И совсем иное – тащить всё на горбу из глуши.
Ну и, конечно же, основополагающим принципом при выборе байдарки является ваше представление о хорошем отдыхе.
Если вы охотник или рыбак - надувная байдарка поможет вам пройти по заболоченной местности, камышам и спокойно отнесётся к манипуляциям со снастью или ружьём на воде.
Каркасная байдарка хороша на открытой воде и глубоких быстрых реках 1-3 категории.
Каркасно-надувная, как уже упоминалось, специализируется на сложном рафтинге.
Для того чтобы вы могли оттолкнуться в своём выборе от конкретных моделей, приведу несколько примеров туристических байдарок имеющих отклики опытных туристов-водников.
«Таймень» (первое фото в статье) - №1 среди каркасных байдарок ещё с той поры, когда при Союзе выпускали только эту одну модель. А опыт в производстве, как известно, переходит в качество.
«Викинг 3.4» (второе фото в статье) - надувная байдарка с элементами каркаса. Тот самый случай, когда немного «железа» в конструкции, помогли улучшить управляемость и манёвренность надувной байдарки.
«Хатанга» (третье фото в статье) - надувная пирога. Почему пирога? Потому, что центр веса расположен выше, чем у байдарки (это основное отличие пирог от байдарок). А хвалят её за жёсткость конструкции, а соответственно скорость и управляемость, которая достигнута, благодаря трём поперечным плоским баллонам в дне лодки.
Далее - сами. Успехов.